Блог
Андрея Колесникова

07.10.2016  Санкт-Петербург

10 наблюдений за выступлениями и презентациями финалистов и полуфиналистов GoTech

Вчера был на конкурсе технологичных проектов GoTech, на котором, помимо модерации и фасилитации, изучал выступления полуфиналистов и финалистов с точки зрения публичных выступлений и презентаций.

Что могу сказать: многие выступления понравились, видно было, что предприниматели стараются показать себя с лучшей стороны. Вместе с тем, практически каждое выступление можно было бы сделать еще сильнее. 

И, я уверен, что несколько полуфиналистов не попали в финал именно из-за недостаточно проработанных презентаций и выступлений. Да и в финале результаты могли бы быть другими. Это подтверждало и мое наблюдение за обсуждением членами жюри финалистов: некоторые явно были разочарованы неиспользованными возможностями некоторых спикеров. 
Ниже перечислены 10 моих наблюдений, которые позволили бы усилить вчерашние выступления перед инвесторами: 
  1. Включите в выступление демонстрацию возможностей проекта 
Это главное! Меня крайне удивило, почему предприниматели настолько слабо использовали эту возможность! Презентация «двуногой платформы» – а робот так и не заходил по сцене, «батарейка села»… Рассказ об электронном поводыре для слепых – и никому из членов жюри не завязали глаза и не провели хотя бы 10 метров. Представление контролера, который определяет положение рук в пространстве – и показ лишь способа переключения слайдов взмахом руки, хотя это лишь 1% от возможностей устройств. Проекты в сфере виртуальной реальности – а презентация обычная, без использования виртуальных фишек. 
Я понимаю, что непросто вставить демонстрацию в 4-х минутное выступление, вместе с тем, что-то интересное придумать можно всегда. 
 
  1. Соблюдайте баланс между презентацией технологии и презентацией самого бизнеса 
В некоторых презентациях основной акцент был сделан на технологию. И, когда время заканчивалось, буквально за 30 секунд была попытка рассказать про рынок, клиентов, финансовые показатели, команду и т.д. Конечно, выступление от этого проигрывало. 
Была и обратная ситуация: подробный рассказ про компанию, после чего были логичные вопросы от членов жюри «А в чем ваша фишка, технология, в чем ваше отличие от конкурентов?». 
Хотя, были выступления, в которых баланс был идеально выверен! И они воспринимались очень цельно и гармонично. 
 
  1. Лучше используйте отведенное для выступления время 
Опять же, были две крайности. 
Некоторые предприниматели даже не использовали отведенные 4 минуты, а ограничивались тремя! Это не тот случай, когда краткость – сестра таланта. 4 минуты – это мало, и это время важно использовать на 100%, или, хотя бы, на 95%. Ведь это дополнительная возможность показать свои преимущества и заинтересовать инвесторов. 
Примерно 50% выступающих не уложились в отведенное время, в итоге концовка получилось смазанной. 
И только около 20-25% выступлений были выверены до идеала, и это было здорово! 
 
  1. Упрощайте выступления и используйте простые слова 
Очень характерный комментарий модератора после выступления одного из предпринимателей: «Знаете, я вроде знаю каждое из используемых вами слов по-отдельности. Но, я не понял, как они связаны между собой, и то, о чем вы рассказали». 
Упрощайте ваши выступления! Старайтесь использовать меньше специальных терминов! Ведь не все члены жюри настолько продвинуты в вашем бизнесе и в ваших технологиях. 
Кроме того, инвесторы обязательно оценивают и то, насколько доходчиво вы можете доносить свои идеи до стейкхолдеров. А они бывают очень разными: от простых обывателей, которым нравится ваш продукт, до профессионалов рынка. 
  
  1. Репетируйте выступления, но не оттачивайте их до автоматизма 
Конечно, сразу было видно, сколько времени предприниматель уделил подготовке своего выступления. 
Было обидно наблюдать за полуфиналистами, которые прошли такой большой путь, пробились в полуфинал, приехали из другого города… И, не смогли связно рассказать о своем проекте, постоянно запинаясь и сбиваясь с сути. К счастью, таких было немного. 
Были и обратные ситуации, в том числе и с проектами, которые попали в финал. Идеально гладкая речь. Но, отточенная до такого автоматизма, что полностью терялись эмоции, терялось ощущение того, что человек понимает, о чем говорит. Складывалось ощущение, что будущее уже наступило, и на сцене выступают не живые люди, а роботы с заранее заданной программой. 
 
  1. Улучшайте свои слайды 
Были и отличные простые наглядные эмоциональные слайды в стиле Apple. Вместе с тем, было достаточно много перегруженных информацией слайдов, которые не помогали оратору доносить идеи, а, скорее, мешали это делать. 
Учитывая, что время презентации было ограничено всего четырьмя минутами, на слайдах должно быть не более 5-10 слов! Больше эмоциональных иллюстраций, очень наглядных схем и простых диаграмм. 
Также, ни в одной из 15 презентаций я не увидел ни одного видео-ролика, а это сделало бы выступление более динамичным и запоминающимся. 
 
  1. Четко определите, какая цель вашего выступления 
Меня очень порадовало то, что из 15 презентаций, которые я видел, только в 3-4 были слайды «Спасибо за внимание». Это здорово, что данное клише постепенно уходит в прошлое. 
Вместе с тем, расстроило, что только около 60-70% предпринимателей озвучили в конце, а что они хотят от аудитории: инвестиции, советы, связи. 
Обязательно четко сформулируйте, какова ваша цель. И найдите смелось ее озвучить в конце вашего выступления. 
 
  1. Не торопитесь и делайте паузы 
Я понимаю, что 4 минуты накладывают определенное ограничение на объем выдаваемой информации. Это вынуждало некоторых ораторов включать повышенную передачу, говорить очень быстро и не использовать паузы для расстановки акцентов. 
Вместе с тем, повышение скорости речи – не выход. Выступление получается смазанным, информация запоминается хуже. 
Поэтому, хорошенько соизмерьте продолжительность вашего выступления и тот объем информации, который вы в состоянии четко и выразительно донести до аудитории. Не говорите слишком быстро и обязательно используйте паузы. 
 
  1. Рассказывайте для аудитории, а не для галочки 
Ораторы, чаще всего, делают акцент либо на себе, либо на контенте, либо на аудитории.  
Вчера, как я заметил, предприниматели чаще делали акцент на контенте, т.е. на своем гениальном проекте. Вместе с тем, я бы рекомендовал побольше делать акцент на аудиторию, причем, не только на членов жюри, а и на остальных слушателей. 
Причем, не просто копировать поведение крутых ораторов, например, также интенсивно перемещаться по сцене, но и вкладывать в свое выступление чувства и эмоции, которые позволят действительно зацепить слушателей и вовлечь в ваш проект. 
 
  1. Нарушайте правила и используйте заранее заготовленные вопросы 
Очень крутая фишка, которую мало кто использует. Нарушайте правила. Когда я модерировал полуфинал, то озвучил, что вопросы задают только члены жюри. 
И вот, после одного из выступлений, поднял руку мужчина из аудитории. Я был заинтересован, время позволяло, и я предоставил ему возможность задать вопрос. 
Чуть позже я увидел, как этот мужчина мило беседует с предпринимателем, видимо обсуждая его выступление. Стало понятно, что это заранее проработанная схема, когда твой партнер усиливает твою презентацию нужным вопросом. Причем, либо заготовленным заранее, либо сформулированным прямо во время выступления, чтобы подчеркнуть те моменты, которые оратору не удалось озвучить в нужном русле. 
Всего один из 12! И, как вы думаете, откуда был этот проект? Из Нидерландов, единственный проект не из России. 

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти через социальные сети
Войти через loginza


Ваш e-mail не будет опубликован
Имя
E-mail
Ваш комментарий


Введите текст с картинки

Андрей Колесников

Эксперт в сфере презентационного консалтинга, бизнес-тренер,
глава компании PowerLexis
Если Вам нравится
читать блог АндреяКолесникова,
подпишитесь наобновления