Блог
Андрея Колесникова

10.05.2016 

Динамическая фасилитация

7 интересных фактов о специфике этого метода.

Не так давно прошел тренинг по динамической фасилитации (ДФ), который проводил Джим Раф, автор метода.
Представление о ДФ у меня изменилось: раньше я считал, что метод поверхностный, а задача фасилитатора ориентирована больше на процесс. Оказалось, что это очень глубокий метод, и совсем непростой для грамотной фасилитации.
7 основных открытий для меня:
1. ДФ служит не просто для структурированного обсуждения вопроса, а позволят совершать серьезные прорывы в «вытаскивании» истинной проблемы, в ее осознании и нахождении путей ее решения. Причем, чем больше мы сделаем итераций, тем мощнее будет прорыв. За 3-4 сессии по 1,5-2 часа прорыв можно гарантировать.
2. ДФ не для решения обычных рабочих задач. Для нее важна страсть участников, она отлично работает, когда есть конфликт, когда ситуация напряжена и накалена до предела.
3. ДФ - это об энергии. Именно энергия позволяет людям творить и совершать прорывы. Именно этим ДФ отличается от мозгового штурма, в котором энергии нет.
Вначале сессии фасилитатору важно найти человека с мощной энергией, который может задать сильный старт (не обязательно автора вопроса). И зафиксировать его идеи на отдельный лист «Введение» (нейтральный и наиболее близкий по сути смысл слова «Mess»).
В середине задача фасилитатора развить энергию группы, помогая аудитории самоорганизоваться.
Фасилитатору важно отловить момент, когда энергия у группы заканчивается. Тогда завершить сессию, помогая группе сделать заключение (а это новое творение, не просто резюме!). И, если нужно, договориться о следующей сессии. Лучшее завершение - когда команда знает, что делать.
4. Задача фасилитатора - не просто фиксировать слова аудитории, а «отражать» их. Слова передают всего 10-30% смысла, остальное - это невербальная коммуникация. И она очень важна для понимания истинного высказывания человека. Задача фасилитатора: выслушать человека, понять смысл его слов, прочувствовать его состояние, и только потом сформулировать и зафиксировать резюме на бумаге. Причем, не уточняя у аудитории, правильно ли он понял человека, и не спрашивая на какой лист поместить фразу. Человек сам попросит скорректировать, если нужно. Это добавляет методу динамики, которую я раньше не чувствовал.
5. Лист «Факты» - это на самом деле «Данные». Это не обязательно подтвержденные вещи, это просто мнения участников.
6. Лист «Проблема» на самом деле называется «Постановка проблемы» (Problem Statment). Это не просто список проблем, которые мы видим. Это нечто более глобальное, поэтому список не может быть большим. Проблемы по мере обсуждения могут трансформироваться, переходить на более глубокий уровень, и это замечательно! Именно в процессе обсуждения группа часто доходит до осознания истинной проблемы и ее формулировки. Постановка проблемы всегда начинается с вопросительного слова: «Почему?», «Как?» и т.д.
7. Фасилитатор не должен бояться конфликтов между участниками, наоборот, поощрять их. Вместе с тем, фасилитатору важно не допускать диалога между участниками: вставать между ними, переключать разговор на себя («говори со мной») и фиксируя все на листах. Это позволит аудитории лучше осознать текущую ситуацию и пространство, а это может натолкнуть группу на интересные идеи и способствовать прорыву.

 

Оставьте ваш комментарий

Вы можете войти через социальные сети
Войти через loginza


Ваш e-mail не будет опубликован
Имя
E-mail
Ваш комментарий


Введите текст с картинки

Андрей Колесников

Эксперт в сфере презентационного консалтинга, бизнес-тренер,
глава компании PowerLexis
Если Вам нравится
читать блог АндреяКолесникова,
подпишитесь наобновления